Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса
Голосование
Нравится ли вам наш сайт?
Всего 30 человек

Описание модели

Дата: 13 ноября 2017 в 09:45, Обновлено 3 октября 2018 в 14:27

Модель организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики

СУБЪЕКТЫ 
Обучающиеся Родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся) Педагоги Руководители учреждения образования
ЦЕННОСТИ
Осознание ценности своего здоровья, необходимости профилактики нарушений Осмысление  мотивов, потребностей, устремлений, установок в плане охраны здоровья ребенка Создание системы ценностей педагогической эргономики обучающегося Достижение соответствия между декларируемыми и реально-действующими условиями системы здоровьесбережения ребенка и педагогической эргономики.
ЦЕЛЬ
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, в том числе с ОПФР, на основе организации образовательного процессов соответствии с принципами педагогической эргономики
ЗАДАЧИ
Осознание важности здорового образа жизни и активно-познавательное стремление к реализации, индивидуальная информированность и способность принимать ответственные эффективные решения, определяющие структуру и качество жизни Удовлетворение  потребностей обучающегося в здоровом образе жизни, формирование потребности в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил, выведение ребенка в режим саморазвития, самовоспитания Сохранение  и  развитие здоровья обучающегося при его оптимальной трудоспособности и социальной активности, формирование системы педагогической эргономики Создание условий для организации образовательного процесса в соответствии с принципами педагогической эргономики
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭРГОНОМИКИ
Безопасности Комфортности Надежности

Психофизиологи-

ческой адаптивности

Хронометричного соответствия Эстетичности, или дидактического дизайна
ОБОСНОВАНИЕ
Создание условий для безопаснойработыпедагогов и обучающихся, адаптивного образовательного пространства для детей с ОПФР Обеспечение гармоничного развития субъектов учебного процесса Безотказность функционирова-ния учебно-предметной среды и системы средств обучения в течение использования их в учреждении образования Конструктивная и информативная адаптация учебно-предметной среды и его компонентов для слуховых, зрительных, психофизиологи-ческих возможностей обучающихся; обеспечивает освоение учебной информации, осуществления обратной связи и повышения результативности труда обучающихся

Приспособле-нность конструктив-

ных и информативных качеств обучения во временных возможностях использования их на уроке

Обеспечение привлекательности и красоты форм оборудования с помощью средств технической эстетики для развития эстетического вкуса, аккуратности, хорошего настроения
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Оборудование учебных мест в соответствии с требованиями педагогической эргономики, создание адаптивного образовательного пространства для детей с ОПФР Организация работы по осознанию обучающимся ценности своего здоровья, необходимости профилактики нарушений Организация консультационной и технической поддержки Реализация индивидуально-ориентированногодифференцированного подхода с учетом психофизиологических особенностей обучающихся

Организация консультацион-

ной, методической  и технической поддержки

Развитие эстетического вкуса и нравственно-эстетических  качества личности
ФУНКЦИИ
Самореализации Воспитательная и психофизиологическая Образовательная, нравственно-эстетическая Организационно- конструктивная и психотерапевтическая
Овладение системой научных знаний, умений и навыков и их практическое применение во взаимодействии с природой и людьми для удовлетворения потребности в самореализации, снижение уровня школьной тревожности детей с ОПФР

Создание благоприятных условий для развития нравственно-эстетических качеств личности;

выявление и удовлетворение истинных потребностей ребенка, восстановление интеллектуальных, эмоциональных, духовных сил, формирование умений и навыков сохранения и укрепления здоровья

Создание условий для интеллектуально-творческого развития личности обучающихся посредством освоения системы научных знаний, умений и навыков и их практического применения; развитие нравственно-эстетических качеств личности привзаимо-действии с окружающим миром, развитие коммуникативных навыков учащихся с ОПФР.Общим основанием для уровневого рассмотрения проблемности является степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся Обеспечение безопасности, комфортности и надёжности образовательного процесса, оптимизация инфраструктуры учреждения; гармонизация межличностных отношений, снятие психоэмоционального напряжения
АСПЕКТЫ
Личностный Командный Образовательный Деятельностный
ФОРМЫ
Консультации, беседы, инструктажи, тренинги, семинары-практикумы, дни открытых дверей, конференции
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Укрепление здоровья.

Сформированность позитивного отношения к собственному здоровью как к ценности.

Повышение качества знаний за счет увеличения потенциала работоспособности

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка Сформированность умений проектировать учебные занятия на основе принципов эргономики; разработаны учебно-методические и дидактические материалы для проведения учебных занятий в соответствии с принципами педагогической эргономики

Наличие оборудованных классов, кабинетов для проведения коррекционных занятий и учебных мест в соответствии с эргономичными требованиями (конторки В.Ф. Базарного, зрительные тренажёры, учебные пособия с учётом индивидуальных психофизиологических особенностей и др.)

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов: умение проектировать и проводить учебные занятия в соответствии с принципами педагогической эргономики (в режиме вертикализации тела, двигательной и поисково-творческой активности и др.)

Обобщен инновационный опыт работы и разработаны методические рекомендации по реализации эргономического подхода в современной школе

 

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект (концептуальные основы)

Педагогическая эргономика как прикладная наука изучает физиологические и психологические возможности участников образовательного процесса с целью создания благоприятных условий их деятельности при посильных затратах биологических ресурсов, психической энергии, времени и материальных средств с целью сохранения здоровья человека. В свою очередь, здоровье, как основа жизнедеятельности человека, представляет собой сложное состояние, включающее в себя соматические (физиологические), психические, социальные, нравственные и педагогические компоненты. Данный подход строится на понимании того, что на соматическом, психическом и социальном уровне обеспечение жизнедеятельности происходит посредством основополагающих механизмов – формирования, укрепления и сохранения здоровья и повышения его резервов. Основу нравственного аспекта здоровья человека составляет его отношение к своему здоровью и здоровью других людей. Определяющее значение в структуре обеспечения здоровья имеет педагогический компонент, сущность которого состоит в формировании у человека с самого раннего возраста индивидуального способа организации здорового образа жизни.

Методологической основой разработки модели организации образовательного процесса обучающихся на принципах педагогической эргономики стали:

работы В.И. Агаркова, И.А. Аршавского, В.Ф. Базарного,В.А. Балашовой, Г.Ф. Бедулиной, Н.О. Березиной, В.П. Беспалько, Т.Ю. Вишневской, Н.Н. Дубинина, В.В. Сигалова, Л.П. Уфимцева по проблемам организации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды;

труды Н.В. Алишева, М.В. Антроповой, В.М. Бехтерева, A.C. Егорова, Н.Н. Куинджи, Л.М. Кузнецовой, В.М. Мунипова, Л.П. Окуловой,
З.И. Сазанюка, В.И. Рождественской, посвященные физиолого-эргономическим аспектам работоспособности обучающихся;

исследования Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдова, А.К. Дусавицкого, И.Л. Дрижуна, B.C. Леднёва, A.A. Макарени, Т.С. Назаровой, М.С. Пискунова, Е.С. Полат, H.A. Пугал, A.A. Ченцова, С.Г. Шаповаленко, В.А. Левинапо проблемам психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, организации образовательной и информационной сред.

При разработке данной модели были учтены результаты гигиенической экспертизы педагогических технологий обучения и воспитания детей в условиях активной сенсорно-развивающей среды, приведенные в исследованиях учёных российской академии медицинских наук по формированию осанки, развитию зрения, профилактике заболеваний сердечно-сосудистой системы (В.В. Кучма, Л.М. Сухарев).

Исследования показали, что правильная осанка начинает формироваться с первых лет жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстрыми темпами формируются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. Установлено, что на формирование неправильной осанки у детей оказывает влияние не только наличие хронических заболеваний, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, но и неправильное положение тела во время учебы, несоответствующая росту мебель, «сидячий» образ жизни. Использование нетрадиционной мебели в начальной школе ряд авторов рассматривает как элемент оздоровления обучающихся (В.Ф.Базарный, В.И.Агарков, Н.Н.Дубинин, В.В.Сигалов). В.Ф. Базарный и Л.П. Уфимцев (1988) в своих исследованиях отмечают положительное влияние обучения в позе стоя на физическое развитие, зрительную функцию и работоспособность обучающихся. В.И.Агарков, изучая возможности повышения работоспособности обучающихся во время учебных занятий, отмечает положительную роль вертикальной позы в снижении статических нагрузок. Использование конторки в сочетании с традиционной партой, чередования стоячей и сидячей поз способствует созданию благоприятных условий обучения.

Снижение зрения, так же как и нарушения осанки у обучающихся, относят к традиционным школьно-обусловленным заболеваниям. Среди нарушений зрения, возникающих у детей после рождения, наиболее часто встречается близорукость, при этом установлено ее интенсивное нарастание с возрастом. Среди причин установленной закономерности офтальмологи называют не только неблагоприятные условия для зрительной работы в школах, существенное увеличение объема учебных нагрузок, но и ограниченность школьного пространства. Даже достаточные по санитарным нормам площади учебных помещений не обеспечивают обучающимся того расслабления функций глаза, которое требуется для его полного отдыха и достигается при взоре вдаль (Базарный В.Ф., 1995). Есть мнение, что свой вклад в развитие близорукости вносит обучение младших школьников наклонному письму, которое не соответствует основному закону зрения, сформулированному еще в XIX веке (Вундт-Ламанский, цит. по Н.В. Заку, 1893).Продуктивным в этом направлении представляется также внедрение в образовательный  процесс различных комплексов гимнастики для глаз, а также применение специальных офтальмотренажеров и дидактических средств, зрительно расширяющих пространство классного помещения.

Движение относится к числу важнейших атрибутов жизни. Велика и незаменима роль движений для растущего организма, как естественного стимулятора его роста и развития. Главным фактором, обеспечивающим реализацию двигательных способностей, является естественная двигательная активность. Наблюдения гигиенистов показывают, что двигательная активность зависит не только от индивидуальных особенностей детей, но в значительной степени определяется тем двигательным режимом, который им предлагается в учреждении образования. Известный специалист по возрастной физиологии И.А.Аршавский (1967г.) сформулировал "энергетическое правило скелетных мышц". Согласно этому правилу, нормальный путь онтогенетического развития организма, все возрастные преобразования в деятельности его дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем определяются динамической нагрузкой на его скелетную мускулатуру, причем адекватной линейным размерам растущего организма.

Прослежена взаимосвязь развития речи у дошкольников от состояния их двигательного режима (М.В. Антропова,М.М. Кольцова, 1983). К моменту поступления в учреждение образования значение проприоцепции скелетных мышц для развития ребенка проявляется в том, что у функционально неготовых к школе детей - отставание в развитии моторики, речи, интеллектуальных способностей чаще имеют дети с дефицитом мышечной массы (Т.Ю. Вишневская, 1977). Недавние исследования, выполненные на дошкольниках, показывают, что логопедические нарушения у детей успешно исправляются посредством специального комплекса физических упражнений (Н.О. Березина, 1999).

В научных исследованиях установленазначимость двигательной активности как фактора, поддерживающего работоспособность обучающихся на уроках и препятствующего развитию у них "учебного" утомления. На этом принципе основывается необходимость проведения физкультминуток на уроках, спортивного или динамического часа в середине учебных занятий (3–4 уроки) и в группах продленного дня (З.И. Сазанюк, 1980; Л.М. Кузнецова, 1985 и др.). Сравнительно недавние биоритмологические исследования (Н.Н. Куинджи, 1993) показали, что у большинства обучающихся 6–13 лет умственная деятельность на уроках осуществляется не только за счет функций центральной нервной системы, но и посредством вовлечения в этот процесс суточных ритмов вегетативных функций (температуры тела, частоты сердечных сокращений, артериального давления и др.). Причем, характер дневной динамики умственной работоспособности обучающихся оказался прямо пропорциональным числу участвующих в ней ритмов вегетативных функций и ухудшался по мере уменьшения их участия. Было установлено, что необходимым условием для подключения вегетативных функций к обеспечению умственной деятельности детей является выполнение ими в часы учебных занятий двигательной активности в объеме 5000 шагов (около 3 км). У детей младшего школьного возраста с таким объемом двигательной активности в учебные часы кривая умственной работоспособности сохраняла нормальную физиологическую форму до конца школьных занятий. Это позволило сделать вывод, что профилактика утомления школьников на уроках требует адекватного возрасту двигательного компонента в образовательном процессе.

Структура и содержание создаваемой модели

Основные компоненты модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики направлены на профилактику нарушений органов зрения, сердечно-сосудистой, костно-мышечной систем и психического здоровья.

В предлагаемой модели:

  • ценность «здоровье» рассматривается как ключевая, поскольку здоровье нации является необходимым условием не только развития и роста, но и выживания общества;
  • само здоровье рассматривается как проявление уровня культуры личности;
  • значимое место отводится здоровью педагога, который не только должен иметь собственное понимание сути процесса здоровьесбережения и здоровьеукрепленияобучающихся, но и сам обладать достаточно высоким уровнем здоровья.

В модели используются методики В.Ф. Базарного, предлагаются эффективные педагогические подходы и технологии органического соединения двигательной активности и образовательного процесса, обеспечивающие здоровое гармоничное развитие детей как основу массовой профилактики различной школьной патологии.

Предлагаемаямодель базируется на принципах педагогической эргономики, как и все здоровьесберегающие технологии доктора медицинских наук, профессора В.Ф. Базарного, а именно:

1) принцип безопасности  образовательного процесса, организованного в режиме смены динамических поз обучающихся с использованием ростомерной  мебели с наклонной поверхностью, парт и конторок, которые позволяют сохранять и укреплять телесную вертикаль как основу энергетики человеческого организма, здоровой жизнедеятельности;

2) принцип комфортности, обеспечивающий гармоничное развитие субъектов образовательного процесса посредством разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, воздействующих на процесс внимания и скорость реакции, формирование чувства общей и зрительной координации, расширение зрительных горизонтов, развитие творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на учебных и факультативных занятиях  по всем предметам с использованием специальных тренажёров;

3) принцип надежности, направленный на обеспечение безотказности функционирования образовательного процесса путем использования средств  обучения, развивающих в тесной взаимосвязи естественные психические и физические процессы  путем переключения зрения с ближнего на дальнее, формирования шагового логоритма при чтении текста, использования каллиграфического письма перьевой ручкой, «бескнижного чтения» и хорового пения, основанного на народных  песнях и классической музыке;

4) принцип психофизиологической адаптивности предполагает создание конструктивной учебно-предметной среды и всех ее компонентов на основе естественных психофизиологических методов и приемов, позволяющих исключить формирование у детей шизоидной психической конституции, раннюю потерю зрения и активизировать фундаментальный биогенетический механизм, формирующий в человеке его человеческую сущность;

5) принцип хронометрических соответствий в учебной деятельности предполагает разумное сочетание внешнего вмешательства с внутренними тенденциями (системами) субъекта образовательного процесса с целью активизации его природного потенциала и организации самоуправляемого развития на основе осознанной природосообразной флуктуации;

6) принцип эстетичности предполагает использование  природосообразных способов обучения, посредством которых дети,  совместно с педагогами и родителями, созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду, развивая эстетический вкус и нравственно-эстетические  качества личности.

Принципы педагогической эргономики, связанные с педагогическим воздействием, являются интегративными: их соблюдение обеспечивает человеку совершенствование механизмов сохранения и повышения адаптационных резервов своего организма путем целенаправленного оздоровления собственного образа жизни.

В основе предлагаемой модели: 

  • схема взаимодействия всех участников образовательного процесса (администрации, педагогических работников, обучающихся, в том числе с ОПФР, их родителей (законных представителей), здравоохранения;
  • учет всех педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий, необходимых для реализации технологий здоровье сбережения и коррекции отклонений здоровья в соответствии с психофизическими особенностями обучающихся, индивидуальными показателями здоровья;
  • обоснование необходимой базы для обеспечения организации образовательного процесса, направленного на минимизацию риска для здоровья в процессе обучения, предотвращающего формирование дезадаптационных состояний обучающихся (переутомления, гиподинамии, стрессов, формирования различного вида зависимостей, в т. ч. алкогольной, наркотической, никотиновой, игровой, Интернет-зависимости  и других девиаций);
  • описание материально-технического и информационного обеспечения воспитательной работы с обучающимися и их законными представителями;
  • научно-методическое обеспечение, в т.ч. на основании учебно-программной документации образовательных программ специального образования, профилактические, здоровье сберегающие программы, реализуемые с использованием компьютерных технологий (электронные диагностические программы по выявлению тревожности у обучающихся начальной школы и учащихся с ОПФР, диагностике выявления эмоциональной напряженности, исследованию мотивации одобрения, исследованию самочувствия, активности и настроения, исследованию уровня субъективного контроля, диагностике уровня познавательной сферы, исследованию характерологических особенностей учащихся (склонность к риску, суициду, депрессии, алкоголизации и различным формам девиантного поведения), выявлению мотивации потребления алкоголя и психоактивных веществ, а также электронные методические пособия);
  • научно-методическое сопровождение информатизации в образовательном процессе, предусматривающее минимизацию рисков отрицательного воздействия использования комплекса технических средств на здоровье обучающихся (таблица 1).

При разработке моделей учтены ресурсные возможности учреждений общего среднего образования в зависимости от их локализации (мегаполис, областной, районный центр, сельская местность, состав обучающихся интегрированных классов, организация и осуществление на коррекционных занятиях коррекции физических и (или) психических нарушений лиц с ОПФРс учетом структуры и степени тяжести нарушений и возраста обучающихся и т.д.).

Предлагаемая модель организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики выступает как специфическое отношение между субъектами и концептуальной схемой, то есть системой конкретных научных представлений. Главным признаком данной модели является то, что она представляет некоторую четкую фиксированную связь элементов, отражающих внутренние, существенные отношения реальности.

Психолого-педагогическая модель организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики имеет многоуровневую структуру, которая включает: ценности, цель, задачи, принципы педагогической эргономики, функции, аспекты, интерактивные формы, ожидаемые результаты. При этом специфичность предлагаемой модели состоит в том, что на определенных подуровнях предусматривается взаимодействие субъектов образовательного процесса.

Философско-этической основой предлагаемой модели являются базовые общечеловеческие ценности: гуманизм, труд, социальное благополучие, человеческое достоинство, здоровье, гармония человека и окружающей среды.

Структура модели представляет собой систему, в основе которой находятся субъекты образовательного процесса: обучающиеся, в том числе с ОПФР, родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся), педагоги, руководители учреждения образования.

Реализация предлагаемой модели предусматривает следующие ценности, структурированные в соответствии с теоретически обоснованными субъектами данного процесса:

Обучающиеся–осознание ценности своего здоровья, необходимости профилактики нарушений;

родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся)– осмысление мотивов, потребностей, устремлений, установок в плане охраны здоровья ребенка;

педагоги– создание системы ценностей обучающегося;

руководители учреждения образования– достижение соответствия между декларируемыми и реально-действующими условиями системы здоровье сбережения ребенка и педагогической эргономики.

Цель реализации данной модели — сохранение и укрепление здоровья обучающихся, в том числе с ОПФР, на основе организации образовательного процесса в соответствии с принципами педагогической эргономики. Достижение цели предполагает решение теоретически обоснованных задач, классифицированных с позиций субъектов этого процесса:

обучающийся – осознание важности здорового образа жизни и активно-познавательное стремление к реализации, индивидуальная информированность и способность принимать ответственные эффективные решения, определяющие структуру и качество жизни;

родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся) – удовлетворение потребностей обучающегося в здоровом образе жизни, формирование потребности в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил, выведение ребенка в режим саморазвития, самовоспитания;

педагоги – сохранение и развитие здоровья обучающегося при его оптимальной трудоспособности и социальной активности, формирование системы педагогической эргономики;

руководители учреждения образования – создание условий для организации образовательного процесса в соответствии с принципами педагогической эргономике.

Центральное положение модели занимают принципы педагогической эргономики: безопасности; комфортности; надежности; психофизической адаптивности; хронометрического соответствия; эстетичности, или дидактического дизайна. Каждый из представленных принципов имеет научное обоснование и перспективные направления работы, реализуемые через функции,  классифицированные с позиций субъектов данного процесса:

Обучающиеся– самореализация (овладение системой научных знаний, умений и навыков и их практическое применение во взаимодействии с природой и людьми для удовлетворения потребности в самореализации);

родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся)–воспитательная (создание благоприятных условий для развития нравственно-эстетических качеств личности) и психофизиологическая (выявление и удовлетворение истинных потребностей ребенка, восстановление интеллектуальных, эмоциональных, духовных сил, формирование умений и навыков сохранения и укрепления здоровья);

педагоги–образовательная и нравственно-эстетическая (создание условий для интеллектуально-творческого развития личности обучающихся посредством освоения системы научных знаний, умений и навыков и их практического применения; развитие нравственно-эстетических качеств личности при взаимодействии с окружающим миром);

руководители учреждения образования–организационно-конструктивная и психотерапевтическая (обеспечение безопасности, комфортности и надёжности образовательного процесса, оптимизация инфраструктуры учреждения; гармонизация межличностных отношений).

В модели выделяются четыре основных аспекта, классифицированных с позиций субъектов процесса реализации принципов педагогической эргономики: личностный, командный, образовательный, деятельностный.

С позиций учащихся приоритетным является личностный аспект. Личность формируется посредством обретения культуры, поэтому культурно-оздоровительная деятельность всегда приобретает личную значимость. Необходимо, чтобы процесс обучения и воспитания был направлен на цель, которую определил сам участник образовательного процесса. Для этого важно уточнить значение деятельности, которая затем будет направлять его к цели.

С позиции родителей (законных представителей несовершеннолетних обучающихся) важным аспектом является командный. Равноправная командная работа, при которой все субъекты находятся в изменяющемся социокультурном контексте, позволит включить семью в процесс сохранения и укрепления, а в некоторых случаях, и коррекции здоровья ученика.

С позиций педагогов этого процесса ведущим обоснован образовательный аспект. Роль ученика рассматривается как постоянное участие в процессе обучения, воспитания, социального развития, что чаще всего приводит к новой организации образовательного процесса. Субъекты стремятся использовать новые знания. Эффективность педагогической эргономики становится последствием наиболее органичного синтеза взаимодополняющих аспектов специального знания, теории, инновационных методик и реально достигнутых результатов.

В позиции руководителей учреждений образования главным является деятельностный аспект. Субъекты процесса сохранения и укрепления здоровья обучающегося постоянно вовлекаются в различные ситуации (в образовательных учреждениях, медицинском учреждении, социальной службе, общественном объединении и т.п.). Именно руководитель образовательного процесса, выяснив потребность в тех или иных знаниях, может выступить организатором дополнительного обучающего курса для группы обучающихся, педагогов, родителей и т.п., на базе учреждения образования. Участникам образовательного процесса предлагаются те виды полезной деятельности, конечный продукт которых можно использовать в конкретных условиях. Через деятельность обучающиеся вовлекаются в процесс формирования и развития социальной жизни, активно участвуют в ней.

Наиболее приемлемыми и продуктивными в процессе реализации принципов педагогической эргономики являются интерактивные формы, которые носят здоровье сберегающий характер и предусматривают:

воздействие на эмоциональную сферу ученика, способность вызвать разнообразные переживания, связанные с осознанием тех или иных явлений здоровья;

пробуждение творческого потенциала, развитие стратегического и критического мышления;

представление в сознании ученика мира культуры, природы и образования как живого организма, живой формы, которая ориентирована на те же реалии, что и повседневное существование. Ребенок должен почувствовать естественность и закономерность эргономики, культурных и образовательных процессов.

Теоретически обоснованные компоненты модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики, позволяют определить ожидаемые результаты для каждой субъектной группы модели:

Обучающийся: укрепление здоровья; сформированность позитивного отношения к собственному здоровью как к ценности; повышение качества знаний за счет увеличения потенциала работоспособности.

Родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся): сохранение и укрепление здоровья ребёнка.

Педагоги: сформированность умений проектировать учебные занятия на основе принципов эргономики; наличие учебно-методических и дидактических материалов для проведения учебных занятий в соответствии с принципами педагогической эргономики.

Руководители учреждения образования: наличие оборудованных классов и учебных мест в соответствии с эргономичными требованиями (конторки Базарного, зрительные тренажёры, учебные пособия с учётом индивидуальных психофизиологических особенностей и др.); повышение уровня профессиональной компетентности педагогов: умение проектировать и проводить учебные занятия в соответствии с принципами педагогической эргономики (в режиме вертикализации тела, двигательной и поисково-творческой активности и др.); обобщен инновационный опыт работы и разработаны методических рекомендаций по реализации эргономического подхода в современной школе.

На настоящий момент необходимость реализации принципов педагогической эргономики диктуется самим обществом, связана с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить в сознании принципы педагогической эргономики в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, способствующая раскрытию потенциала личности.

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект (концептуальные основы)

Педагогическая эргономика как прикладная наука изучает физиологические и психологические возможности участников образовательного процесса с целью создания благоприятных условий их деятельности при посильных затратах биологических ресурсов, психической энергии, времени и материальных средств с целью сохранения здоровья человека. В свою очередь, здоровье, как основа жизнедеятельности человека, представляет собой сложное состояние, включающее в себя соматические (физиологические), психические, социальные, нравственные и педагогические компоненты. Данный подход строится на понимании того, что на соматическом, психическом и социальном уровне обеспечение жизнедеятельности происходит посредством основополагающих механизмов – формирования, укрепления и сохранения здоровья и повышения его резервов. Основу нравственного аспекта здоровья человека составляет его отношение к своему здоровью и здоровью других людей. Определяющее значение в структуре обеспечения здоровья имеет педагогический компонент, сущность которого состоит в формировании у человека с самого раннего возраста индивидуального способа организации здорового образа жизни.

Методологической основой разработки модели организации образовательного процесса обучающихся на принципах педагогической эргономики стали:

работы В.И. Агаркова, И.А. Аршавского, В.Ф. Базарного,В.А. Балашовой, Г.Ф. Бедулиной, Н.О. Березиной, В.П. Беспалько, Т.Ю. Вишневской, Н.Н. Дубинина, В.В. Сигалова, Л.П. Уфимцева по проблемам организации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды;

труды Н.В. Алишева, М.В. Антроповой, В.М. Бехтерева, A.C. Егорова, Н.Н. Куинджи, Л.М. Кузнецовой, В.М. Мунипова, Л.П. Окуловой,
З.И. Сазанюка, В.И. Рождественской, посвященные физиолого-эргономическим аспектам работоспособности обучающихся;

исследования Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдова, А.К. Дусавицкого, И.Л. Дрижуна, B.C. Леднёва, A.A. Макарени, Т.С. Назаровой, М.С. Пискунова, Е.С. Полат, H.A. Пугал, A.A. Ченцова, С.Г. Шаповаленко, В.А. Левинапо проблемам психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, организации образовательной и информационной сред.

При разработке данной модели были учтены результаты гигиенической экспертизы педагогических технологий обучения и воспитания детей в условиях активной сенсорно-развивающей среды, приведенные в исследованиях учёных российской академии медицинских наук по формированию осанки, развитию зрения, профилактике заболеваний сердечно-сосудистой системы (В.В. Кучма, Л.М. Сухарев).

Исследования показали, что правильная осанка начинает формироваться с первых лет жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстрыми темпами формируются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. Установлено, что на формирование неправильной осанки у детей оказывает влияние не только наличие хронических заболеваний, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, но и неправильное положение тела во время учебы, несоответствующая росту мебель, «сидячий» образ жизни. Использование нетрадиционной мебели в начальной школе ряд авторов рассматривает как элемент оздоровления обучающихся (В.Ф. Базарный,В.И. Агарков,Н.Н. Дубинин,В.В. Сигалов). В.Ф. Базарный и Л.П. Уфимцев (1988) в своих исследованиях отмечают положительное влияние обучения в позе стоя на физическое развитие, зрительную функцию и работоспособность обучающихся. В.И.Агарков, изучая возможности повышения работоспособности обучающихсяво время учебных занятий, отмечает положительную роль вертикальной позы в снижении статических нагрузок. Использование конторки в сочетании с традиционной партой,чередования стоячей и сидячей поз способствует созданию благоприятных условийобучения.

Снижение зрения, так же как и нарушения осанки у обучающихся, относят к традиционным школьно-обусловленным заболеваниям. Среди нарушений зрения, возникающих у детей после рождения, наиболее часто встречается близорукость, при этом установлено ее интенсивное нарастание с возрастом. Среди причин установленной закономерности офтальмологи называют не только неблагоприятные условия для зрительной работы в школах, существенное увеличение объема учебных нагрузок, но и ограниченность школьного пространства. Даже достаточные по санитарным нормам площади учебных помещений не обеспечивают обучающимся того расслабления функций глаза, которое требуется для его полного отдыха и достигается при взоре вдаль (Базарный В.Ф., 1995). Есть мнение, что свой вклад в развитие близорукости вносит обучение младших школьников наклонному письму, которое не соответствует основному закону зрения, сформулированному еще в XIX веке (Вундт-Ламанский, цит. по Н.В. Заку, 1893).Продуктивным в этом направлении представляется также внедрение в образовательный  процесс различных комплексов гимнастики для глаз, а также применение специальных офтальмотренажеров и дидактических средств, зрительно расширяющих пространство классного помещения.

Движение относится к числу важнейших атрибутов жизни. Велика и незаменима роль движений для растущего организма, как естественного стимулятора его роста и развития. Главным фактором, обеспечивающим реализацию двигательных способностей, является естественная двигательная активность. Наблюдения гигиенистов показывают, что двигательная активность зависит не только от индивидуальных особенностей детей, но в значительной степени определяется тем двигательным режимом, который им предлагается в учреждении образования.Известный специалист по возрастной физиологии И.А.Аршавский (1967г.) сформулировал "энергетическое правило скелетных мышц". Согласно этому правилу, нормальный путь онтогенетического развития организма, все возрастные преобразования в деятельности его дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем определяются динамической нагрузкой на его скелетную мускулатуру, причем адекватной линейным размерам растущего организма.

Прослежена взаимосвязь развития речи у дошкольников от состояния их двигательного режима (М.В. Антропова,М.М. Кольцова, 1983). К моменту поступления в учреждение образования значение проприоцепции скелетных мышц для развития ребенка проявляется в том, что у функционально неготовых к школе детей - отставание в развитии моторики, речи, интеллектуальных способностей чаще имеют дети с дефицитом мышечной массы (Т.Ю. Вишневская, 1977). Недавние исследования, выполненные на дошкольниках, показывают, что логопедические нарушения у детей успешно исправляются посредством специального комплекса физических упражнений (Н.О. Березина, 1999).

В научных исследованиях установлена значимость двигательной активности как фактора, поддерживающего работоспособность обучающихся на уроках и препятствующего развитию у них "учебного" утомления. На этом принципе основывается необходимость проведения физкультминуток на уроках, спортивного или динамического часа в середине учебных занятий (3–4 уроки) и в группах продленного дня (З.И. Сазанюк, 1980; Л.М. Кузнецова, 1985 и др.). Сравнительно недавние биоритмологические исследования (Н.Н. Куинджи, 1993) показали, что у большинства обучающихся 6–13 лет умственная деятельность на уроках осуществляется не только за счет функций центральной нервной системы, но и посредством вовлечения в этот процесс суточных ритмов вегетативных функций (температуры тела, частоты сердечных сокращений, артериального давления и др.). Причем, характер дневной динамики умственной работоспособности обучающихся оказался прямо пропорциональным числу участвующих в ней ритмов вегетативных функций и ухудшался по мере уменьшения их участия. Было установлено, что необходимым условием для подключения вегетативных функций к обеспечению умственной деятельности детей является выполнение ими в часы учебных занятий двигательной активности в объеме 5000 шагов (около 3 км). У детей младшего школьного возраста с таким объемом двигательной активности в учебные часы кривая умственной работоспособности сохраняла нормальную физиологическую форму до конца школьных занятий. Это позволило сделать вывод, что профилактика утомления школьников на уроках требует адекватного возрасту двигательного компонента в образовательном процессе.

Подтверждение результатов педагогической эффективности и социально-экономической значимости, апробированных в ходе экспериментальной деятельности фундаментальных и прикладных научных исследований

Апробация организации образовательного процесса в соответствии с принципами педагогической эргономики проводилась в условиях естественного гигиенического эксперимента в 2-х массовых общеобразовательных школах Российской Федерации (№43, №24) и 3-х ДОУ (№89, №100, №108) г. Сыктывкара в 2000-2001гг. Под наблюдением находились учащиеся 1–3 классов (8 классных коллективов), обучающиеся по программе 1–4, и воспитанники старших и подготовительных групп (8 групп) ДОУ. Группу динамического наблюдения составили 4 классных коллектива и 2 коллектива воспитанников ДОУ. Результаты эксперимента показали, что среди детей экспериментальных групп в половине случаев отмечается улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой системы, что в 2,7 раза превышает число детей в группах традиционного обучения. Положительное влияние педагогической технологии проявилось также в уменьшении (тенденция) распространенности невротических расстройств и расстройств поведения, функциональных нарушений, болезней костно-мышечной системы и зрительного анализатора детей.

Апробация организации образовательного процесса в соответствии с принципами педагогической эргономики также осуществлялась в 10 учреждениях образования г. Москвы, в 100 классах Ставрополья, 500 школах республики Коми, в лицее г. Железногорска (Красноярский край), СШ №139 г. Санкт-Петербурга, СШ № 3 г. Тулы, СШ № 82 г. Новосибирска,  СШ № 1 с. Доброе Липецкой области, школе-детском саду № 115 г. Ярославля, СШ № 9 г. Балашова Саратовской обл., СШ № 1 г. Заинска (Татарстан). По результатам эксперимента  были сделаны следующие выводы:

- стояние за конторкой сглаживает основной негативный фактор, ухудшающий здоровье школьников – обездвиженность, является самым эффективным способом  профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых  стрессов, раннего  остеохондроза, атеросклероза, других заболеваний, связанных с обездвиженностью ребенка в школе;

 - плотность двигательной активности на академическом уроке возрастает до 80–85% (при традиционном режиме за партой – лишь 10–18%);

 -организация учебного процесса на основе двигательного компонента увеличивает жизнестойкость организма ребенка  в 2–3 раза;

- дети реже болеют, снизились показатели по диспансерным больным;

- уменьшилось количество детей, имеющих низкий уровень общей физической подготовки, и детей с развитием осанки ниже нормы;

- у обучающихся возрос уровень мотивации, интерес к предметам;

-  повысился  уровень воспитанности;

 - мальчики добиваются больших успехов в обучении, если учатся отдельно от девочек;

-у детей и подростков, занимающихся за конторками, проявления нервно-психических срывов, агрессии, драк – в 5–6 раз меньше, нежели в классах, работающих  в традиционном режиме за партой.

Структура и содержание создаваемой модели

Основные компоненты модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики направлены на профилактику нарушений органов зрения, сердечно-сосудистой, костно-мышечной систем и психического здоровья.

В предлагаемой модели:

  • ценность «здоровье» рассматривается как ключевая, поскольку здоровье нации является необходимым условием не только развития и роста, но и выживания общества;
  • само здоровье рассматривается как проявление уровня культуры личности;
  • значимое место отводится здоровью педагога, который не только должен иметь собственное понимание сути процесса здоровьесбережения и здоровьеукрепленияобучающихся, но и сам обладать достаточно высоким уровнем здоровья.

В модели используются методики В.Ф. Базарного, предлагаются эффективные педагогические подходы и технологии органического соединения двигательной активности и образовательного процесса, обеспечивающие здоровое гармоничное развитие детей как основу массовой профилактики различной школьной патологии.

Предлагаемаямодель базируется на принципах педагогической эргономики, как и все здоровьесберегающие технологии доктора медицинских наук, профессора В.Ф. Базарного, а именно:

1) принцип безопасности  образовательного процесса, организованного в режиме смены динамических поз обучающихся с использованием ростомерной  мебели с наклонной поверхностью, парт и конторок, которые позволяют сохранять и укреплять телесную вертикаль как основу энергетики человеческого организма, здоровой жизнедеятельности;

2) принцип комфортности, обеспечивающий гармоничное развитие субъектов образовательного процесса посредством разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, воздействующих на процесс внимания и скорость реакции, формирование чувства общей и зрительной координации, расширение зрительных горизонтов, развитие творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на учебных и факультативных занятиях  по всем предметам с использованием специальных тренажёров;

3) принцип надежности, направленный на обеспечение безотказности функционирования образовательного процесса путем использования средств  обучения, развивающих в тесной взаимосвязи естественные психические и физические процессы  путем переключения зрения с ближнего на дальнее, формирования шагового логоритмапри чтении текста, использования каллиграфического письма перьевой ручкой, «бескнижного чтения» и хорового пения, основанного на народных  песнях и классической музыке;

4) принцип психофизиологической адаптивности предполагает создание конструктивной учебно-предметной среды и всех ее компонентов на основе естественных психофизиологических методов и приемов, позволяющих исключить формирование у детей шизоидной психической конституции, раннюю потерю зрения и активизировать фундаментальный биогенетический механизм, формирующий в человеке его человеческую сущность;

5) принцип хронометрических соответствий в учебной деятельности предполагает разумное сочетание внешнего вмешательства с внутренними тенденциями (системами) субъекта образовательного процесса с целью активизации его природного потенциала и организации самоуправляемого развития на основе осознанной природосообразной флуктуации;

6) принцип эстетичности предполагает использование  природосообразных способов обучения, посредством которых дети,  совместно с педагогами и родителями, созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду, развивая эстетический вкус и нравственно-эстетические  качества личности.

Принципы педагогической эргономики, связанные с педагогическим воздействием, являются интегративными: их соблюдение обеспечивает человеку совершенствование механизмов сохранения и повышения адаптационных резервов своего организма путем целенаправленного оздоровления собственного образа жизни.

В основе предлагаемой модели: 

  • схема взаимодействия всех участников образовательного процесса (администрации, педагогических работников, обучающихся, в том числе с ОПФР, их родителей (законных представителей), здравоохранения;
  • учет всех педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий, необходимых для реализации технологий здоровьесбережения и коррекции отклонений здоровья в соответствии с психофизическими особенностями обучающихся, индивидуальными показателями здоровья;
  • обоснование необходимой базы для обеспечения организации образовательного процесса, направленного на минимизацию риска для здоровья в процессе обучения, предотвращающего формирование дезадаптационных состояний обучающихся (переутомления, гиподинамии, стрессов, формирования различного вида зависимостей, в т. ч. алкогольной, наркотической, никотиновой, игровой, Интернет-зависимости  и других девиаций);
  • описание материально-технического и информационного обеспечения воспитательной работы с обучающимися и их законными представителями;
  • научно-методическое обеспечение, в т.ч. на основании учебно-программной документации образовательных программ специального образования,  профилактические, здоровьесберегающие программы, реализуемые с использованием компьютерных технологий (электронные диагностические программы по выявлению тревожности у обучающихся начальной школы и учащихся с ОПФР, диагностике выявления эмоциональной напряженности, исследованию мотивации одобрения, исследованию самочувствия, активности и настроения, исследованию уровня субъективного контроля, диагностике уровня познавательной сферы, исследованию характерологических особенностей учащихся (склонностьк риску, суициду, депрессии, алкоголизации и различным формам девиантного поведения), выявлению мотивации потребления алкоголя и психоактивных веществ, а также электронные методические пособия);
  • научно-методическое сопровождение информатизации в образовательном процессе, предусматривающее минимизацию рисков отрицательного воздействия использования комплекса технических средств на здоровье обучающихся (таблица 1).

При разработке моделей учтены ресурсные возможности учреждений общего среднего образования в зависимости от их локализации (мегаполис, областной, районный центр, сельская местность, состав обучающихся интегрированных классов, организация и осуществление на коррекционных занятиях коррекции физических и (или) психических нарушений лиц с ОПФР с учетом структуры и степени тяжести нарушений и возраста обучающихся и т.д.).

Предлагаемая модель организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики выступает как специфическое отношение между субъектами и концептуальной схемой, то есть системой конкретных научных представлений. Главным признаком данной модели является то, что она представляет некоторую четкую фиксированную связь элементов, отражающих внутренние, существенные отношения реальности.

Психолого-педагогическая модель организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики имеет многоуровневую структуру, которая включает: ценности, цель, задачи, принципы педагогической эргономики, функции, аспекты, интерактивные формы, ожидаемые результаты. При этом специфичность предлагаемой модели состоит в том, что на определенных подуровнях предусматривается взаимодействие субъектов образовательного процесса.

Философско-этической основой предлагаемой модели являются базовые общечеловеческие ценности: гуманизм, труд, социальное благополучие, человеческое достоинство, здоровье, гармония человека и окружающей среды.

Структура модели представляет собой систему, в основе которой находятся субъекты образовательного процесса: обучающиеся, в том числе с ОПФР, родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся), педагоги, руководители учреждения образования.

Реализация предлагаемой модели предусматривает следующие ценности, структурированные в соответствии с теоретически обоснованными субъектами данного процесса:

Обучающиеся – осознание ценности своего здоровья, необходимости профилактики нарушений;

родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся) – осмысление мотивов, потребностей, устремлений, установок в плане охраны здоровья ребенка;

педагоги – создание системы ценностей обучающегося;

руководители учреждения образования – достижение соответствия между декларируемыми и реально-действующими условиями системы здоровьесбережения ребенка и педагогической эргономики.

Цель реализации данной модели — сохранение и укрепление здоровья обучающихся, в том числе с ОПФР, на основе организации образовательного процесса в соответствии с принципами педагогической эргономики. Достижение цели предполагает решение теоретически обоснованных задач, классифицированных с позиций субъектов этого процесса:

обучающийся – осознание важности здорового образа жизни и активно-познавательное стремление к реализации, индивидуальная информированность и способность принимать ответственные эффективные решения, определяющие структуру и качество жизни;

родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся) – удовлетворение потребностей обучающегося в здоровом образе жизни, формирование потребности в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил, выведение ребенка в режим саморазвития, самовоспитания;

педагоги – сохранение и развитие здоровья обучающегося при его оптимальной трудоспособности и социальной активности, формирование системы педагогической эргономики;

руководители учреждения образования – создание условий для организации образовательного процесса в соответствии с принципами педагогической эргономике.

Центральное положение модели занимают принципы педагогической эргономики: безопасности; комфортности; надежности; психофизической адаптивности; хронометрического соответствия; эстетичности, или дидактического дизайна. Каждый из представленных принципов имеет научное обоснование и перспективные направления работы, реализуемые через функции,  классифицированные с позиций субъектов данного процесса:

Обучающиеся – самореализация (овладение системой научных знаний, умений и навыков и их практическое применение во взаимодействии с природой и людьми для удовлетворения потребности в самореализации);

родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся) –воспитательная (создание благоприятных условий для развития нравственно-эстетических качеств личности) и психофизиологическая (выявление и удовлетворение истинных потребностей ребенка, восстановление интеллектуальных, эмоциональных, духовных сил, формирование умений и навыков сохранения и укрепления здоровья);

педагоги – образовательная и нравственно-эстетическая (создание условий для интеллектуально-творческого развития личности обучающихся посредством освоения системы научных знаний, умений и навыков и их практического применения; развитие нравственно-эстетических качеств личности при взаимодействии с окружающим миром);

руководители учреждения образования –организационно-конструктивная и психотерапевтическая (обеспечение безопасности, комфортности и надёжности образовательного процесса, оптимизация инфраструктуры учреждения; гармонизация межличностных отношений).

В модели выделяются четыре основных аспекта, классифицированных с позиций субъектов процесса реализации принципов педагогической эргономики: личностный, командный, образовательный, деятельностный.

С позиций учащихся приоритетным является личностный аспект. Личность формируется посредством обретения культуры, поэтому культурно-оздоровительная деятельность всегда приобретает личную значимость. Необходимо, чтобы процесс обучения и воспитания был направлен на цель, которую определил сам участник образовательного процесса. Для этого важно уточнить значение деятельности, которая затем будет направлять его к цели.

С позиции родителей (законных представителей несовершеннолетних обучающихся) важным аспектом является командный. Равноправная командная работа, при которой все субъекты находятся в изменяющемся социокультурном контексте, позволит включить семью в процесс сохранения и укрепления, а в некоторых случаях, и коррекции здоровья ученика.

С позиций педагогов этого процесса ведущим обоснован образовательный аспект. Роль ученика рассматривается как постоянное участие в процессе обучения, воспитания, социального развития, что чаще всего приводит к новой организации образовательного процесса. Субъекты стремятся использовать новые знания. Эффективность педагогической эргономики становится последствием наиболее органичного синтеза взаимодополняющих аспектов специального знания, теории, инновационных методик и реально достигнутых результатов.

В позиции руководителей учреждений образования главным является деятельностный аспект. Субъекты процесса сохранения и укрепления здоровья обучающегося постоянно вовлекаются в различные ситуации (в образовательных учреждениях, медицинском учреждении, социальной службе, общественном объединении и т.п.). Именно руководитель образовательного процесса, выяснив потребность в тех или иных знаниях, может выступить организатором дополнительного обучающего курса для группы обучающихся, педагогов, родителей и т.п., на базе учреждения образования. Участникам образовательного процесса предлагаются те виды полезной деятельности, конечный продукт которых можно использовать в конкретных условиях. Через деятельность обучающиеся вовлекаются в процесс формирования и развития социальной жизни, активно участвуют в ней.

Наиболее приемлемыми и продуктивными в процессе реализации принципов педагогической эргономики являются интерактивные формы, которые носят здоровьесберегающий характер и предусматривают:

воздействие на эмоциональную сферу ученика, способность вызвать разнообразные переживания, связанные с осознанием тех или иных явлений здоровья;

пробуждение творческого потенциала, развитие стратегического и критического мышления;

представление в сознании ученика мира культуры, природы и образования как живого организма, живой формы, которая ориентирована на те же реалии, что и повседневное существование. Ребенок должен почувствовать естественность и закономерность эргономики, культурных и образовательных процессов.

Теоретически обоснованные компоненты модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики, позволяют определить ожидаемые результаты для каждой субъектной группы модели:

Обучающийся: укрепление здоровья; сформированность позитивного отношения к собственному здоровью как к ценности; повышение качества знаний за счет увеличения потенциала работоспособности.

Родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся): сохранение и укрепление здоровья ребёнка.

Педагоги: сформированность умений проектировать учебные занятия на основе принципов эргономики; наличиеучебно-методических и дидактических материалов для проведения учебных занятий в соответствии с принципами педагогической эргономики.

Руководители учреждения образования: наличие оборудованных классов и учебных мест в соответствии с эргономичными требованиями (конторки Базарного, зрительные тренажёры, учебные пособия с учётом индивидуальных психофизиологических особенностей и др.); повышение уровня профессиональной компетентности педагогов: умение проектировать и проводить учебные занятия в соответствии с принципами педагогической эргономики (в режиме вертикализации тела, двигательной и поисково-творческой активности и др.); обобщен инновационный опыт работы и разработаны методических рекомендаций по реализации эргономического подхода в современной школе.

На настоящий момент необходимость реализации принципов педагогической эргономики диктуется самим обществом, связана с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить в сознании принципы педагогической эргономики в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, способствующая раскрытию потенциала личности.

 

Модель организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики

СУБЪЕКТЫ 

Обучающиеся

Родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся)

Педагоги

Руководители учреждения образования

ЦЕННОСТИ

Осознание ценности своего здоровья, необходимости профилактики нарушений

Осмысление  мотивов, потребностей, устремлений, установок в плане охраны здоровья ребенка

Создание системы ценностей педагогической эргономики обучающегося

Достижение соответствия между декларируемыми и реально-действующими условиями системы здоровьесбережения ребенка и педагогической эргономики.

ЦЕЛЬ

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, в том числе с ОПФР, на основе организации образовательного процессов соответствии с принципами педагогической эргономики

ЗАДАЧИ

Осознание важности здорового образа жизни и активно-познавательное стремление к реализации, индивидуальная информированность и способность принимать ответственные эффективные решения, определяющие структуру и качество жизни

Удовлетворение  потребностей обучающегося в здоровом образе жизни, формирование потребности в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил, выведение ребенка в режим саморазвития, самовоспитания

Сохранение  и  развитие здоровья обучающегося при его оптимальной трудоспособности и социальной активности, формирование системы педагогической эргономики

Создание условий для организации образовательного процесса в соответствии с принципами педагогической эргономики

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭРГОНОМИКИ

Безопасности

Комфортности

Надежности

Психофизиологи-

ческой адаптивности

Хронометричного соответствия

Эстетичности, или дидактического дизайна

ОБОСНОВАНИЕ

Создание условий для безопасной работыпедагогов и обучающихся, адаптивного образовательного пространства для детей с ОПФР

Обеспечение гармоничного развития субъектов учебного процесса

Безотказность функционирова-ния учебно-предметной среды и системы средств обучения в течение использования их в учреждении образования

Конструктивная и информативная адаптация учебно-предметной среды и его компонентов для слуховых, зрительных, психофизиологи-ческих возможностей обучающихся; обеспечивает освоение учебной информации, осуществления обратной связи и повышения результативности труда обучающихся

Приспособле-нность конструктив-

ных и информативных качеств обучения во временных возможностях использования их на уроке

Обеспечение привлекательности и красоты форм оборудования с помощью средств технической эстетики для развития эстетического вкуса, аккуратности, хорошего настроения

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Оборудование учебных мест в соответствии с требованиями педагогической эргономики, создание адаптивного образовательного пространства для детей с ОПФР

Организация работы по осознанию обучающимся ценности своего здоровья, необходимости профилактики нарушений

Организация консультационной и технической поддержки

Реализация индивидуально-ориентированногодифференцированного подхода с учетом психофизиологических особенностей обучающихся

Организация консультацион-

ной, методической  и технической поддержки

Развитие эстетического вкуса и нравственно-эстетических  качества личности

ФУНКЦИИ

Самореализации

Воспитательная и психофизиологическая

Образовательная, нравственно-эстетическая

Организационно- конструктивная и психотерапевтическая

Овладение системой научных знаний, умений и навыков и их практическое применение во взаимодействии с природой и людьми для удовлетворения потребности в самореализации, снижение уровня школьной тревожности детей с ОПФР

Создание благоприятных условий для развития нравственно-эстетических качеств личности;

выявление и удовлетворение истинных потребностей ребенка, восстановление интеллектуальных, эмоциональных, духовных сил, формирование умений и навыков сохранения и укрепления здоровья

Создание условий для интеллектуально-творческого развития личности обучающихся посредством освоения системы научных знаний, умений и навыков и их практического применения; развитие нравственно-эстетических качеств личности при взаимо-действии с окружающим миром, развитие коммуникативных навыков учащихся с ОПФР. Общим основанием для уровневого рассмотрения проблемности является степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся

Обеспечение безопасности, комфортности и надёжности образовательного процесса, оптимизация инфраструктуры учреждения; гармонизация межличностных отношений, снятие психоэмоционального напряжения

АСПЕКТЫ

Личностный

Командный

Образовательный

Деятельностный

ФОРМЫ

Консультации, беседы, инструктажи, тренинги, семинары-практикумы, дни открытых дверей, конференции

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Укрепление здоровья.

Сформированность позитивного отношения к собственному здоровью как к ценности.

Повышение качества знаний за счет увеличения потенциала работоспособности

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка

Сформированность умений проектировать учебные занятия на основе принципов эргономики; разработаны учебно-методические и дидактические материалы для проведения учебных занятий в соответствии с принципами педагогической эргономики

Наличие оборудованных классов, кабинетов для проведения коррекционных занятий и учебных мест в соответствии с эргономичными требованиями (конторки В.Ф. Базарного, зрительные тренажёры, учебные пособия с учётом индивидуальных психофизиологических особенностей и др.)

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов: умение проектировать и проводить учебные занятия в соответствии с принципами педагогической эргономики (в режиме вертикализации тела, двигательной и поисково-творческой активности и др.)

Обобщен инновационный опыт работы и разработаны методические рекомендации по реализации эргономического подхода в современной школе

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.