Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса
Голосование
Нравится ли вам наш сайт?
Всего 30 человек

Советы и памятки

Дата: 10 января 2018 в 14:19, Обновлено 10 января 2018 в 14:25

Советы и памятки

Где же учат на «Дорожника»?

Сегодня в начале ХХI века мы оглядываемся назад, на историю человечества, вольно или невольно, открываем одну из её (истории) великих тайн VIA EST VITA, что на латыни означает: Дорога – это жизнь. Вся история человеческого развития, прогресса, неразрывно связана с созданием и совершенствованием коммуникационных связей, в том числе, сухопутных, дорог.  Само создание великих империй древностей- в Ассирии, Вавилоне, Китае, Индии, Риме было не мыслимо без организации постоянных дорожных маршрутов, служб гонцов, курьеров, почтовых станций, смены лошадей.

Высоким и почетным делом всегда было строительство дорог и мостов. Плутарх рассказывает о великом римском деятеле Гае Гракхе, создавшем дороги, которые были «радостью для глаза». Все средние века Западная Европа пользовалась сетью древнеримских дорог, а один участок 5 км. этих дорог сохранился в Апеннинах и до наших дней, т.е. служит людям более 2000 лет.

Подъем Франции в 18 веке, России в 19 веке тесно связан с тем, что эти римские традиции были возрождены и эти империи создали заново свои дорожные системы или, как теперь принято называть- дорожные сети.

Подъем и расцвет США были бы немыслимыми без развития автотранспорта. 20 век был провозглашен «веком автомобиля», автомобильные дороги стали «национальным богатством №1».

Древнейшими транспортными коммуникациями многих народов, в том числе и наших предков были реки. Наиболее известный, из проходивших по землям современной Беларуси, это великий путь «из варяг в греки» проходивший по Западной Двине, Днепру и частью сушей – волокам. По берегам рек протаптывались «летние» дороги, а зимой использовался ледяной наст реки. «Летние « дороги в нашем понятии, не строились, их поддерживало само движение людей и лошадей по ним, однако трасса дорог расчищалась от деревьев, пней корней, кустарников, в топких местах мостились «гати», укладывались фашины из бревен и веток. Главное назначение этих дорог : военные походы князей, походы по сбору дани, передвижение гонцов. О скорости передвижения по таким дорогам летопись сообщает, что Витовт (великий князь ВКЛ) приехал из Гродно к Кейстуну в Вильню «за один день». В период ВКЛ появление и рост многих городов связан с формированием сети устойчивых торговых путей (шляхов) служащих транзитом между Западной  Европой, Прибалтикой, Пруссией, Московией, Востоком, это шлях Варшава-Гродно-Вильно, Полоцк-Витебск-Смоленск, Писк-Слоним-Вильно, Слуцк-Несвиж-Гродно.

Государственный организованный подход к дорогам юридически закрепляется в Статусах 1523; 1566; 1588 годов. А Статут (свод Законов) ВКЛ 1588 г. не только регламентирует исправление, ремонт дорог, взимание дорожных и торговых пошлин, таможенный контроль но и устанавливает единые габариты (размеры) дорог, правила проезда по дорогами даже охрану придорожной полосы. В это же время проезжая часть дорог и улиц в населенных пунктах начинает «бруковаться» (брук-камень, моститься камнем).

В 1503 году появляется первый на Немане в г. Гродно деревянный постоянный мост, простоявший более 70 лет. Именно в 16 веке создали придорожный сервис – корчма, где проезжие получали пищу и кров. В уставе о волоках 1557 года Сигизмунда II (короля Речи Посполитой) говориться о том что корчмы «при гостинице (дороге) должны быть в каждом войтовстве). Новый толчок в развитии дорожной сети Гродненщины как и остальные «западные территории России» получила в конце 18 века. Народная помять и поныне называет некоторые дороги «екатерининскими шляхами», таким образом к концу 19 века сложилась основная дорожная система на территории Беларуси и Гродненщины в том числе. В XX веке гужевой транспорт вытесняется автомобилем, что вызвало настоящую революцию в дорожном деле. Если в 19 веке, выражаясь на современном жаргоне, самыми крутыми  были дороги «брукованные» и со щебёночным покрытием, то уже в 30 годы ХХ века, впервые на автомагистрали Минск-Москва, появляется асфальтобетон.

В 1940 году в Беларуси насчитывается 11.2 тыс.км. Дорог с твердым покрытием (сегодня на Гродненщине 11.8 т. км.) в том числе асфальтных 220 км. (сегодня на Гродненщине 6.4 т. км.).

Трагедия войны обрушившаяся на белорусские земли не пощадила и дорожное хозяйство страны. Более 3 т. км. были разрушены полностью, остальная сеть – частично. Не уцелела ни одна дорога. Особенно пострадали мостовые сооружения.

Главным направлением четырех послевоенных десятилетий стало строительство дорог и мостов.  К 1951 году удалось восстановить, а по существу построить заново, довоенную сеть дорог, а в дальнейшем к 1986 году завершить формирование современной дорожной сети, которая существует и на сегодняшний день. Я уже много раз упоминал термин дорога, что же подразумевается под этим коротким термином. 

Автомобильная дорога: Комплекс инженерных сооружений, предназначенных для движения транспортных средств с установленными скоростями, нагрузками и габаритами. А/Д включает в себя: земляное полотно (это насыпи и выемки из грунта) с водоотводными сооружениями (кюветы, дренажи), дорожную одежду (покрытие из асфальтобетона, цемента-бетона, песчано-гравийной смеси на основании из песка, гравия, щебня и т.д.),искусственные сооружения (мосты, водопропускные трубы, путепроводы и т.д.), технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, светофоры, горизонтальная и вертикальная разметка, сигнальные столбики и т.д.), инженерное оборудование (связь, устройства фиксации скоростного режима движения и т.д.), защитные сооружения )всевозможные ограждения: тросовые, из металлопрофиля, железобетонные; шумозащитные экраны, светозадерживающие экраны, подпорные стенки и снегозадерживающие посадки вдоль дорог и т.д.), а так же объекты дорожного сервиса (площадки отдыха, автозаправочные станции, кемпинги, гостиницы, придорожные кафе и т.д.). Совокупность всех этих конструкций, сооружений и объектов и называется автомобильной дорогой.

Все дороги Беларуси делятся на дороги общего пользования и не общего пользования (лесовозные, инспекторские вдоль мелиоративных каналов, полевые, дороги мин обороны, пограничных войск. Дороги общего пользования делятся на республиканские (они на маршрутных схемах и на дорогах обозначаются буквами Р и М) их в республике 15.7 т. км. и местные дороги (обозначаются буквой Н их в республике более 71 т. км.

В гродненской области дорог общего пользования почти 13 т. км, из них республиканских 2.2 т.км. местных 10.7 т. км. Из 10.7 т.км. местных дорог имеют асфальтобетонное покрытие 4.5 т. км., бетонное 92 км., гравийное 5 т. км. И 1.0 т. км. грунтовых.

На этих дорогах имеются:

                                435 шт. мостов- общей длинной около 11 км

                                13.4 тыс. шт. водопропускных труб, общей длинной более 170 км

                                2883 шт. площадок для остановок автобусов

                                 950 шт. автопавильонов

                                340 шт. площадок отдыха и стоянок транспорта

                                45 км. Ограждающих устройств

                                 Более 54 т. шт. дорожных знаков

Вот все это большое хозяйство содержат, ремонтируют и реконструируют дорожники КУП «Гроднооблдорстрой». ОДС – это фирма объединяющая (или включающая в себя) 17 ДРСУ (по одному в каждом районе) одну - мостостроительную организацию Автомост и проектный «институт»-Гроднодорпроект, а всего это 1800 человек различных рабочих и инженерно-технических специальностей.

Что такое ДРСУ – это дорожная организация расположенная в каждом райцентре на обслуживании которой находиться от 500 до 800 км. Местных дорог, имеющая производственную базу состоящую из офиса, рем. Мастерских, гаражей, АБЗ, карьера (или нескольких) и других необходимых зданий и сооружений а так же дорожно-строительную и иную технику:

Автомобили самосвалы (МАЗы 10, 17, 20, 30т)

Землеройную технику  (бульдозеры, экскаваторы, погрузчики)

Дорожную технику  (Автогрейдеры, автогудранаты, битумовозы, грунто и асфальтоуплотняющие катки, асфальтоукладчики)

Иную технику (колесные трактора с навесным и прицепным оборудованием (т.е. косилки, фрезы, бетономешалки, отвалы и т.д.), транспорт для перевозки рабочих.

Кроме того в объединении имеются самоходная дробильная установка, способная дробить камень, бетон размером 80х50 см., две самоходные фрезы холодного фрезерования с шириной захвата 1 и 2 метра, установки по приготовлению битумной эмульсии, установка по приготовлению холодных литых смесей  и устройству тонкослойных слоев износа из них по технологии СЛАРИ-СИЛ, асфальтоукладчики немецкого производства, с шириной укладки от 2025 м. до 7.5 м.

Постепенно идет замена старой дорожной техники на современную производства ведущих Европейских производителей Германии. Швеции, Чехии, Италии.

Численность работающих в ДРСУ составляет около 100 человек. Это мастера, прорабы, инженеры имеющие среднеспециальное или высшее образование по специальности

 «Автомобильные дороги», механики специальность, «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины», специальные по карьерному хозяйству, инженер-энергетик, экономисты, бухгалтера, рабочие и механизаторы различных профессий. Наряду с общераспространееными: водители всех категорий, трактористы, такие как

Машинист фронтального погрузчика

Машинист автогрейдера

Машинист катка

Машинист асфальтоукладчика

Машинист асфальтобетонного смесителя  и другие.

На предприятии действует коллективный договор. Этим договором предусмотрено более 30 выплат  и доплат превышающих или не предусмотренных трудовым законодательством и тарифным соглашением. В частности: предоставление жилья или оплата жилья по найму молодым специалистам, материальная помощь при вступлении в брак, при рождении ребенка, за стаж работы, беспроцентная ссуда на хоз. нужды и т.д. Целью коллективного договора является обеспечение устойчивого социально-экономического развития, продуктивной занятости работников, уровня их оплаты труда, соответствующего текущему уровню цен и стоимости жизни, безопасных условий труда, эффективной работы предприятия, регулирования трудовых и связанных с ними отношений на основе социального партнерства.

Как и любое предприятие мы нуждаемся в высококвалифицированных кадрах. 

Где же учат на «Дорожника»?

В Республике Беларусь есть масса учебных заведений, которые дают хороший уровень знаний по дорожным специальностям для дальнейшей работы в организациях КУП Гродноболдорстрой» по всей Гродненской области.

Одно из этих и наверное самое главное учебное заведение по дорожным специальностям таким как «Экономика и организация производства (автодорожное хозяйство)», «Мосты, транспортные тоннели и метрополитены», «Геодезия», «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование», «Автомобильные дороги» это БНТУ. На все формы получения высшего образования могут поступать лица, которые имеют общее среднее образование или профессионально-техническое образование с общим средним образованием либо среднее специальное образование, подтвержденное соответствующим документом об образовании.

 УО «Гомельский государственный дорожно-строительный колледж имени Ленинского комсомола Белоруссии»

В колледже обучается 1500 учащихся на дневной и 440 на заочной формах обучения по специальностям:

Строительство дорог и транспортных объектов,

Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование.

УО "Гродненский государственный политехнический колледж"по следующим специальностям:  

"Программное обеспечение информационных технологий",  "Автоматизированные электроприводы", "Технологическое оборудование машиностроительного производства", "Промышленное и гражданское строительство",  "Вычислительные машины, системы и сети",  "Строительство дорог и транспортных объектов", "Металлорежущие станки и инструменты",  "Архитектура".

Профессия и здоровье

«Для того чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей, и ей, обязательно, должен сопутствовать успех», — отмечал английский писатель Дж. Рескин.

Потребность в труде для нормального человека так же естественна, как потребность в питании и отдыхе. Непосильная работа или безделье так же вредны для здоровья, как избыток или дефицит сна и пищи. Болезнь может спровоцировать и нелюбимая работа.

Несмотря на все достижения цивизизации, врачи отмечают рост нервно-психических заболеваний,сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и т.д. Очень часто эти заболевания профессионально обусловлены. Предприниматели, менеджеры, администраторы, руководители наиболее часто испытывают стрессовые ситуации, вызванные необходимостью принимать решения и брать ответственность, обострением конкуренции и боязнью потерять свой статус. Особую группу риска составляют люди с завышенным уровнем притязания — те, которые стремятся занять место, не соответствующее их возможностям.

Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Условно все эти требования можно разделить на четыре группы:

  • двигательные: координация движений, сила и мышечная выносливость;
  • анализаторные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
  • нервно-психические: сила, подвижность, уравновешенность нервной системы;
  • интеллектуальные: свойства мышления, внимания и памяти.

Многие профессии предъявляют повышенные требования к здоровью человека, потому что могут быть связаны со значительным напряжением зрения (оператор, часовщик, ювелир), длительным стоянием на ногах (продавец, зубной врач, парикмахер), высоким нервно-психическим напряжением (учитель, администратор). Некоторые профессии требуют специального отбора (профотбора), который включает определение годности кандидата по состоянию здоровья, определение профпригодности на основе социально-психологического и психофизиологического изучения личности кандидата. Профотбор абитуриентов проводят многие военные учебные заведения, учреждения МЧС, ФСБ и других федеральных служб.

Выбирая профессию, надо задуматься, как она повлияет на здоровье: не вызовет ли обострение имеющихся хронических заболеваний или возникновение новых?

По условиям труда, значимым с точки зрения сохранения здоровья, профессии можно разделить на четыре группы:

  1. бытовые условия;
  2. умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие;
  3. одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов;
  4. тяжелые и вредные условия труда.

Медицинские ограничения профессиональной пригодности

Заболевания

Противопоказанные профессионально-производственные факторы

Органов дыхания

Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность, контакт с токсическими веществами, значительное физическое напряжение.

Сердечно-сосудистой системы

Значительное физическое напряжение, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, работа на высоте у движущихся механизмов.

Органов зрения

Работа с мелкими деталями, значительное физическое напряжение, запыленность.

Нервной системы

Нервно-эмоциональное напряжение, шум и вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами.

Опорно-двигательного аппарата

Статичная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа на высоте у движущихся механизмов.

Органов пищеварения

Контакт с токсическими веществами, значительное физическое и нервное напряжение, рабочая поза, связанная с напряжением мышц живота, с нарушением режима питания.

Почек и мочевых путей

Неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, вынужденная рабочая поза, работа, связанная с нарушением режима питания.

Проблемы со здоровьем могут осложнить профессиональную деятельность, но и нелюбимая работа может привести человека к нервному срыву, заболеваниям психосоматического характера, потере интереса к жизни, если, конечно, у человека нет других ценностей, кроме карьеры и материального благополучия.

Немецкие медики обратили внимание на странное явление: эпидемия гриппа, которая охватывает население в декабре, не затрагивает почтальонов. Почему? Да потому, что им некогда болеть: накануне Рождества и Нового года почта едва справляется с потоком поздравительных писем и телеграмм.

Поведение человека может быть направлено или на саморазрушение, или на самосохранение. Многие ученые отмечали связь между здоровьем человека и его эмоциями и характером. Зависть, гнев и раздражение уносят жизней больше, чем эпидемии. Остатки здоровья отнимают вредные привычки – алкоголизм, курение, лень и обжорство, свойственные людям слабым и безвольным. Привычки формируются в детстве, поэтому в старшем возрасте нужны значительные усилия, чтобы избавится от тех, которые будут мешать всю жизнь и сформировать те, которые помогут сохранить здоровье и достичь успеха.

Косвенным образом оценить состояние своего здоровья вам поможет Опросник «Вегетативная лабильность», составленный чешскими психологами и апробированый в НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Министерства здравооохранения РФ.

Вегетативная лабильность — это способность организма адекватно реагировать на необычные воздействия внешней среды.

Прочитайте утверждения и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения:

1. Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым.

2. Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу.

3. Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.

4. Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.

5. Я часто мерзну.

6. Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.

7. При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.

8. Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении.

9. У меня часто бывают головные боли.

10. Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т.п.

11. Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице.

12. При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.

13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.

14. Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос».

15. Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.

Чем больше «нет», тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов — сигнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.

Если больше, чем в десяти утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, вам следует обратить внимание на свое самочувствие. Если вы намерены выбрать работу, связанную с хроническими нервно-эмоциональными и физическими нагрузками, вам следует проконсультироваться с врачом.

Десять шагов уверенности в себе

  1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и соответственно сформулируйте, чего вы хотите от жизни.
  2. Никогда не говорите о себе плохо, за вас это сделают другие.
  3. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе.
  4. Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Постарайтесь им помочь.
  5. Наметьте для себя две-три главные цели в жизни.
  6. Подумайте, какие промежуточные цели необходимо достичь для достижения главных целей.
  7. Решите, что необходимо предпринять для их достижения, и выполняйте свое решение.
  8. Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хвалите себя.
  9. Помните, что вы – воплощение надежд ваших родителей, вы – образ и подобие Бога, вы – творец своей жизни.
  10. Если вы уверены в себе, то препятствие станет для вас вызовом, а вызов побуждает к действиям.

Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или станок. Наш организм – больше, чем инструмент. И самое главное, он дается нам один раз на всю жизнь. Ваше здоровье – этот один из факторов успешной профессиональной карьеры.

Даже беглое знакомство с миром профессий убеждает в том, что не только человек предъявляет свои требования к будущей работе, но и работа диктует свои условия тому.

(из книги Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника, Г.В. Резапкина, Москва, "Генезис", 2007, 140 с.)

Советы Билл Гейтса школьникам. Как стать успешным бизнесменом?

С 1993 г. по 2007 год Билл Гейтс был самым богатым и успешным человеком на планете. Нам же он известен, как один из создателей и крупнейший акционер компании Microsoft. 
Среди людей всего мира Билл Гейтс пользуется солидным авторитетом за свою предпринимательскую и благотворительную деятельность, а так же за книги для успешной организации бизнеса. Американские школьники читают и перечитывают его книги, мечтая достичь таких же высот, как и он. 
Наши  школьники тоже хотели бы стать успешными бизнесменами и иметь такое же состояние, как Билл Гейтс, хотя достичь этого в нашей стране более проблематично. Но познакомиться советами Билл Гейтса и зреть в корень, никому не помешает. 
Вот какие советы дает Билл Гейтс тем, кто желает стать преуспевающим бизнесменом: 

1. "Не обвиняй в любой своей неудаче своих родителей. Не жалуйся и не носись со своими неудачами, лучше анализируй и учись на них!". 
По статистике считается, что успешность и самостоятельность человека на 80% зависит от воспитания родителей. Ошибки родителей в воспитании делают человека застенчивым, ленивым и не решительным. Однако все это можно исправить своими силами, вступив в этап взросления. Вместо того чтобы обвинять родителей в ошибках, надо заняться их исправлением. Например, повышать самооценку и научиться любить себя. 

2. "Если ты считаешь, что твой учитель слишком требователен и строг,- то подожди знакомства со своим боссом. В отличие от учителя, карьера человека зависит не от знаний, а от того, как ты будешь справляться со своими обязанностями". 
Эти фразы подтверждает список знаменитых "двоечников", в числе которых есть и сам Билл Гейтс. Он не преуспевал в грамматике и в других, по его мнению, скучных предметах. А вот математику знал отлично.
Кроме Билла Гейтса, плохо учились в школе Роман Абрамович, Чарльз Дарвин, Квентино Тарантино, Анджелика Джоли и другие. 

3. "Тебе не начнут платить 40 тысяч сразу после окончания школы. Ты не станешь вице-президентом компании с дорогим служебным автомобилем и личным шофером, пока не заслужишь этого". 
Да, многим молодым специалистам характерно это явление. Не успели еще устроиться на работу, а уже и зарплата не устраивает и коллеги по работе. А попробовать проявить себя в работе незаменимым сотрудником они не хотят. 
Ничего не бывает сразу, постарайтесь дать понять руководству, что вы и есть тот самый работник, который необходим для успешности предприятия. А уже потом требуйте повышения зарплаты и должности. 

4. "В жизни очень мало личного времени, летних каникул в ней не существует, не стоит надеяться на то, что работодатель поможет тебе найти собственное "я". Тебе придется делать это самому в твое личное время". 
Тут только остается соглашаться с Биллом Гейтсом, нельзя ждать, что за тебя кто-то сделает работу. Человек всего должен добиваться сам! 

5. "Обжаривать бюргеры в Макдоналдсе - не ниже твоего достоинства. Твои прадеды считали любую работу "хорошим шансом". 
Трудовое воспитание очень важно для успеха в жизни, а как приучиться работать, если ты в жизни ничего не делал, кроме как выносил мусорное ведро. Многие успешные предприниматели уже в летние каникулы трудились в Макдональдсах, на заводах и на рынках, чтобы заработать первые деньги. 

6. "Не путай реальную жизнь с тем, что показывают по телевизору. В жизни людям приходится проводить большую часть времени не в кофе и в барах, а на рабочем месте"
К сожалению, многие подростки предпочитают сидеть в компании друзей и отводят много времени развлечениям. Между тем, чтобы стать успешным надо иметь любимое хобби, который и был у Билла Гейтса. 
Первый грубый компьютерный терминал Билл Гейтс "сварганил" вместе со своим другом Пол Алленом в школе в возрасте 13 лет, затем они создали для него две программы. 
По мнению Билла Гейтса: "Человек может быть успешным лишь тогда, когда занимается любимым делом". 

7. "Поддерживай хорошие отношения с "очкариками-ботаниками".Возможно, один из них в будущем станет твоим начальником". Видимо Билл Гейтс в этом высказывании имел в виду себя, ведь он еще со школы носил очки и страдал от того, что его дразнили "Соп" ( в переводе означает "ботаник"). Вот почему в операционной системе Windows невозможно создать папку или файл под названием "Соn". 
Но поддерживать хорошие отношения со школьными друзьями надо, действительно друзья здорово выручают и помогают нам в этой жизни.

Презентация

Как выбрать профессию, или несколько советов выпускникам

Трудности профессионального самоопределения

Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит, — это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе «как бы нравится» история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.

Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели вызвать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определить, чем хотелось бы заниматься — потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их отец, кто такой ихтиолог — и вообще мало ориентируются в мире профессий.

Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив — он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-личность — во всем добивается успеха. Однако он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

Как же разобраться в себе?

Психологи утверждают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии.

Профессия должна быть интересна. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику — интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» — например, для корректора важно внимание, для художника — образное мышление, и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя способности, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, деятельность, в которой ты добьешься наибольшего успеха.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим личностным, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен — тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив — не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь — скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек — не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.

Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) — исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух.

Главное — интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес — вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель.

Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика — ты ведь в училище не изучал ничего подобного.

Для того, чтобы не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности — как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы, — это ее название.

Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, вы приступаете к выбору уже не профессии — а вуза, техникума. Выясните, какие специальности и специализации соответствуют интересующему вас виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность «радиоэлектроника»).

Принятие решения должно основываться на многих факторах:

  • репутация вуза и конкурс,
  • мнение друзей, родителей,
  • стоимость обучения и т.д.

Не поленитесь и выпишите на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помните: окончательный выбор только за вами — выбирая профессию, вы выбираете судьбу.

Факторы выбора профессии

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.

Поразмыслите над следующими факторами выбора профессии (по Е.А. Климову):

  1. Позиция старших членов семьи. Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
  2. Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в твоем возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
  3. Позиция учителей, школьных педагогов (классного руководителя). Наблюдая за поведением, учебной и вне учебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
  4. Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
  5. Способности. О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
  6. Уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
  7. Информированность. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
  8. Склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.

Девять шагов к взвешенному решению

Предлагаем каждому выпускнику сделать следующие шаги к взвешенному принятию решения перед выбором будущей профессии:

1. Изучите особенности рынка труда в вашем регионе. Какие специальности, по мнению специалистов, ваших друзей и родителей, наиболее высокооплачиваемые и востребованные в вашем регионе. Поразмышляйте, всегда ли мнения взрослых или ваших друзей совпадают с вашим личным мнением? Почему так происходит?

2. Ознакомьтесь с перечнями специальностей и вузов, находящихся в вашем регионе (городе, области, крае). Составьте список подходящих профессий.

  1. Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, по которым вы хотели бы работать, которые вам подходят.
  2. Составьте перечень требований выбираемой профессии. Составьте список своих требований:
  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и мои склонности и способности;
  • желательные содержание, характер и условия работы.

5. Определите значимость каждого требования. Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

  1. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
  2. Подсчитайте и проанализируйте результаты. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
  3. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

Определите основные практические шаги к успеху. Итак, вы приняли решение, теперь важно определить, в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как будете развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Ошибки и затруднения при выборе профессии

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Необходимо отнестись к этому этапу жизни ответственно.
Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут туда, куда придется), личных и общественных интересов, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С этой целью:
1. Изучи глубже самого себя: разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях и способностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
2.Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
3. Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов о данной профессии. Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.
4. Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Подумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически, - и действуй!
5. Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избираемую профессию.
6. Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
7. Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчивым в достижении намеченной цели.

ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

I. Незнание правил выбора профессии:
1. Выбор за компанию.
2. Перенос отношений к человеку на саму профессию.
3. Отождествление учебного предмета с профессией.
4. Ориентация сразу на профессии высокой квалификации.
5. Неумение определить путь получения профессии.

II. Незнание самого себя:
1. Недооценка своих физических способностей.
2. Незнание своих психологических особенностей.
3. Неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

III. Незнание мира профессий.
1. Увлечение только внешней стороной профессии.
2. Устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.
3.Предубеждение в отношении престижности профессии.
4. Незнание требований профессии к человеку.

Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни

Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
• Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.
• Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: "Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!".
• Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.
• Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
• Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
• Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.
• Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
• Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
• Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.
• Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
• Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.
• Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.