1. Соориетироваться в мире профессий вам помогут ответы на следующие вопросы:
- Какие ваши основные интересы и любимое занятие в свободный час?
- Какие учебные предметы вы любите?
- Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
- О какой работе вы мечтаете?
- Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
- Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее, как можно подробно, представьте себя на этой работе – с кем бы вы могли работать, как могли бы проводить свободное время?
- Какие недостатки в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную работу?
2. Займитесь дополнительным образованием. Посещайте подготовительные курсы, факультативы в школе; внимательно слушайте педагогов; желательно начинать подготовку к поступлению за два года до поступления, чтобы не создать стрессовую ситуацию в выпускном классе.
3. Изучайте программы вступительных испытаний для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения, которые можно найти на сайте Национального института образования, справочниках абитуриентам.
4. Больше практики в репетиционным тестировании, которое поможет вам психологически адаптироваться да ЦТ.
5. Тренируйтесь дома, как можно больше выполняйте опубликованных тестов для тренировок. Это не только приведет к знакомству с типовыми конструкциями тестовых заданий, но и даст вам разносторонний опыт самонаблюдения и оптимального регулирования времени тестирования. Засекайте время выполнения тестов.
6. Запасайтесь информацией. Внимательно изучайте не только порядок приема в конкретный ВУЗ, но и общие правила. Все документы абитуриент подает в приемную комиссию учебного заведения в строго отведенное Министерством образования время. Все документы абитуриент подает в оригинале и лично сам.
7. Настройтесь на успех! В любом профессиональном тесте немало заданий, с какими вы не справитесь только потому, что так запланировано. Никто не обязан выполнять все 100% заданий. Поэтому нет смысла распылять эмоциональную энергию, даже если вам кажется, что допустили очень много ошибок или завалили тест, помните, что очень часто такое ощущение ошибочное. При сравнении ваших результатов с другими может выявится, что другие допустили еще больше ошибок.
СЕМЬ ШАГОВ К ВЗВЕШЕННОМУ РЕШЕНИЮ
Рекомендации при выборе профессии
1. Составить список подходящих профессий.
Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.
2. Составить перечень требований выбираемой профессии.
- Составьте список своих требований:
- выбираемая профессия и будущий род занятий;
- выбираемая профессия и жизненные ценности;
- выбираемая профессия и жизненные цели;
• выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
• выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
• желательный уровень профессиональной подготовки;
• выбираемая профессия и мои склонности и способности;
• желательные содержание, характер и условия работы.
3. Определить значимость каждого требования.
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
5. Подсчитать и проанализировать результаты.
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
6. Проверить результаты.
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. Определить основные практические шаги к успеху.
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
Отношение к выбору профессии как к неизменному
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.
Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей... .
Бытующие мнения о престижности профессии
В отношении специальности предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются непрестижными, неперспективными (например: швея, слесарь-сантехник и др.).
Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных функциональных обязанностей...
Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).
Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованый человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).
Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию
При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.
Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика – это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне «комплекта»). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира – спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены – они не все такие.
Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии
За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое способно увлечь и заинтересовать слушателей, и которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).
Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий
Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, переводчик-референт, лингвист, специалист по международным коммуникациям, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия, профессии и рабочие места за этим предметом стоят.
Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом. Тем более имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.
Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства
Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. (А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства).
Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)
Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относись критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.
Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии
Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья. Об этом ты можешь узнать у участкового терапевта или в подростковом кабинете своей поликлиники.
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ
Правильный выбор профессии – необходимое, но недостаточное условие успешной профессиональной карьеры. Следующее условие – выбор пути получения профессии. Этот выбор в первую очередь зависит от характера самой профессии. Подготовка некоторых специалистов займет всего несколько месяцев обучения на курсах – например, верстальщик или веб-дизайнер. Большинство продавцов в наше время осваивают эту профессию прямо на рабочем месте. Есть профессии, обучение которым требует нескольких лет – врач, учитель, инженер. Как ни странно, до сих пор встречаются молодые люди, убежденные, что профессия экономиста, психолога, врача не требует высшего образования. Возможно, свою роль играют посулы многих учебных заведений, которые за смехотворно короткий срок обещают оделить вас дипломом университета или академии, да еще международной. Кто из вас хочет попасть под нож хирурга, учившегося заочно, по ускоренной программе, да еще сдававшего экзамены за деньги? А жить в доме, спроектированным архитектором-недоучкой?
Рынок образовательных услуг предлагает такое множество учебных заведений с громкими названиями, что выпускник чувствует себя покупателем, окруженным навязчивыми торговцами. Как правильно выбрать «товар»?
- сначала решите, нужен ли он вообще. Сегодня ценность большинства дипломов в глазах работодателей невысока. Для них важнее ваши умения и способности. По данным Министерства труда, более половины выпускников вузов не может найти работу по специальности. Это – потерянные годы и выброшенные на ветер деньги, если обучение было платное.
- поинтересуйтесь лицензией на обучение по интересующей тебя специальности. Даже филиалы крупных государственных вузов должны быть лицензированы. Если этот вуз — филиал или отделение, то он должен быть упомянут в лицензии и Свидетельстве о регистрации головного вуза с обязательным указанием места деятельности отделения или филиала.
- ознакомившись с лицензией, попросите предъявить сертификат о прохождении аккредитации. Если вуз не может предъявить такого сертификата, — вежливо попрощайтесь с теми, кто добился получения лицензии, однако не смог её подтвердить. Если вы рискнете связаться с неаккредитованным вузом, будьте готовы по окончанию срока обучения получить справку (свидетельство, диплом какой-либо общественной организации), а не государственный диплом, признанный на территории страны.
- убедившись в существовании сертификата по нужному направлению (специальности), поинтересуйтесь результатами трудоустройства его выпускников.
Советы выпускникам при выполнении теста
1. Спокойно обдумай вопросы, поставленные в задании.
2. Рационально используй время: сначала выполните те задания, которые кажутся более простыми, затем принимайтесь за более сложные. Задания, показавшиеся сложными, лучше пропустите и вернитесь к ним позже, если останется время.
3. Не спешите с решениями, внимательно читайте условие задачи до конца, чтобы правильно понять его смысл.
4. Не поддавайтесь негативным изменениям в своём настроении.
5. Правильно и чётко вносите ответы в бланк ответов. Не спешите заполнять бланк сразу, лучше это сделать после проверки задания.
6. Оставьте время для проверки работы, чтобы успеть заметить возможные ошибки.
7. Думайте только о текущем задании.
Как действовать во время сдачи тестирования
Для более успешного выполнения тестирования:
• Необходимо пробежать глазами весь текст, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу.
• Внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать).
• Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.
• Если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
• Необходимо сосредоточиться! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
• Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более четко и ясно, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
• Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
• Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
• Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в текстах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот же совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
• Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа. последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге концентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
• Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
• Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
</details><details><summary>Памятки</summary>
-
Где же учат на «Дорожника»?
-
Профессия и здоровье
-
Советы Билл Гейтса школьникам. Как стать успешным бизнесменом?
-
Как выбрать профессию, или несколько советов выпускникам
-
Ошибки и затруднения при выборе профессии
-
Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни
Профессия и здоровье
«Для того чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей, и ей, обязательно, должен сопутствовать успех», — отмечал английский писатель Дж. Рескин.
Потребность в труде для нормального человека так же естественна, как потребность в питании и отдыхе. Непосильная работа или безделье так же вредны для здоровья, как избыток или дефицит сна и пищи. Болезнь может спровоцировать и нелюбимая работа.
Несмотря на все достижения цивизизации, врачи отмечают рост нервно-психических заболеваний,сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и т.д. Очень часто эти заболевания профессионально обусловлены. Предприниматели, менеджеры, администраторы, руководители наиболее часто испытывают стрессовые ситуации, вызванные необходимостью принимать решения и брать ответственность, обострением конкуренции и боязнью потерять свой статус. Особую группу риска составляют люди с завышенным уровнем притязания — те, которые стремятся занять место, не соответствующее их возможностям.
Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Условно все эти требования можно разделить на четыре группы:
- двигательные: координация движений, сила и мышечная выносливость;
- анализаторные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
- нервно-психические: сила, подвижность, уравновешенность нервной системы;
- интеллектуальные: свойства мышления, внимания и памяти.
Многие профессии предъявляют повышенные требования к здоровью человека, потому что могут быть связаны со значительным напряжением зрения (оператор, часовщик, ювелир), длительным стоянием на ногах (продавец, зубной врач, парикмахер), высоким нервно-психическим напряжением (учитель, администратор). Некоторые профессии требуют специального отбора (профотбора), который включает определение годности кандидата по состоянию здоровья, определение профпригодности на основе социально-психологического и психофизиологического изучения личности кандидата. Профотбор абитуриентов проводят многие военные учебные заведения, учреждения МЧС, ФСБ и других федеральных служб.
Выбирая профессию, надо задуматься, как она повлияет на здоровье: не вызовет ли обострение имеющихся хронических заболеваний или возникновение новых?
По условиям труда, значимым с точки зрения сохранения здоровья, профессии можно разделить на четыре группы:
- бытовые условия;
- умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие;
- одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов;
- тяжелые и вредные условия труда.
Медицинские ограничения профессиональной пригодности
Заболевания |
Противопоказанные профессионально-производственные факторы |
Органов дыхания |
Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность, контакт с токсическими веществами, значительное физическое напряжение. |
Сердечно-сосудистой системы |
Значительное физическое напряжение, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, работа на высоте у движущихся механизмов. |
Органов зрения |
Работа с мелкими деталями, значительное физическое напряжение, запыленность. |
Нервной системы |
Нервно-эмоциональное напряжение, шум и вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами. |
Опорно-двигательного аппарата |
Статичная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа на высоте у движущихся механизмов. |
Органов пищеварения |
Контакт с токсическими веществами, значительное физическое и нервное напряжение, рабочая поза, связанная с напряжением мышц живота, с нарушением режима питания. |
Почек и мочевых путей |
Неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, вынужденная рабочая поза, работа, связанная с нарушением режима питания. |
Проблемы со здоровьем могут осложнить профессиональную деятельность, но и нелюбимая работа может привести человека к нервному срыву, заболеваниям психосоматического характера, потере интереса к жизни, если, конечно, у человека нет других ценностей, кроме карьеры и материального благополучия.
Немецкие медики обратили внимание на странное явление: эпидемия гриппа, которая охватывает население в декабре, не затрагивает почтальонов. Почему? Да потому, что им некогда болеть: накануне Рождества и Нового года почта едва справляется с потоком поздравительных писем и телеграмм.
Поведение человека может быть направлено или на саморазрушение, или на самосохранение. Многие ученые отмечали связь между здоровьем человека и его эмоциями и характером. Зависть, гнев и раздражение уносят жизней больше, чем эпидемии. Остатки здоровья отнимают вредные привычки – алкоголизм, курение, лень и обжорство, свойственные людям слабым и безвольным. Привычки формируются в детстве, поэтому в старшем возрасте нужны значительные усилия, чтобы избавится от тех, которые будут мешать всю жизнь и сформировать те, которые помогут сохранить здоровье и достичь успеха.
Косвенным образом оценить состояние своего здоровья вам поможет Опросник «Вегетативная лабильность», составленный чешскими психологами и апробированый в НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Министерства здравооохранения РФ.
Вегетативная лабильность — это способность организма адекватно реагировать на необычные воздействия внешней среды.
Прочитайте утверждения и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения:
1. Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым.
2. Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу.
3. Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.
4. Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.
5. Я часто мерзну.
6. Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.
7. При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.
8. Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении.
9. У меня часто бывают головные боли.
10. Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т.п.
11. Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице.
12. При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.
13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.
14. Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос».
15. Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.
Чем больше «нет», тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов — сигнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.
Если больше, чем в десяти утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, вам следует обратить внимание на свое самочувствие. Если вы намерены выбрать работу, связанную с хроническими нервно-эмоциональными и физическими нагрузками, вам следует проконсультироваться с врачом.
Десять шагов уверенности в себе
- Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и соответственно сформулируйте, чего вы хотите от жизни.
- Никогда не говорите о себе плохо, за вас это сделают другие.
- Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе.
- Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Постарайтесь им помочь.
- Наметьте для себя две-три главные цели в жизни.
- Подумайте, какие промежуточные цели необходимо достичь для достижения главных целей.
- Решите, что необходимо предпринять для их достижения, и выполняйте свое решение.
- Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хвалите себя.
- Помните, что вы – воплощение надежд ваших родителей, вы – образ и подобие Бога, вы – творец своей жизни.
- Если вы уверены в себе, то препятствие станет для вас вызовом, а вызов побуждает к действиям.
Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или станок. Наш организм – больше, чем инструмент. И самое главное, он дается нам один раз на всю жизнь. Ваше здоровье – этот один из факторов успешной профессиональной карьеры.
Даже беглое знакомство с миром профессий убеждает в том, что не только человек предъявляет свои требования к будущей работе, но и работа диктует свои условия тому.
(из книги Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника, Г.В. Резапкина, Москва, "Генезис", 2007, 140 с.)
Советы Билл Гейтса школьникам. Как стать успешным бизнесменом?
С 1993 г. по 2007 год Билл Гейтс был самым богатым и успешным человеком на планете. Нам же он известен, как один из создателей и крупнейший акционер компании Microsoft.
Среди людей всего мира Билл Гейтс пользуется солидным авторитетом за свою предпринимательскую и благотворительную деятельность, а так же за книги для успешной организации бизнеса. Американские школьники читают и перечитывают его книги, мечтая достичь таких же высот, как и он.
Наши школьники тоже хотели бы стать успешными бизнесменами и иметь такое же состояние, как Билл Гейтс, хотя достичь этого в нашей стране более проблематично. Но познакомиться советами Билл Гейтса и зреть в корень, никому не помешает.
Вот какие советы дает Билл Гейтс тем, кто желает стать преуспевающим бизнесменом:
1. "Не обвиняй в любой своей неудаче своих родителей. Не жалуйся и не носись со своими неудачами, лучше анализируй и учись на них!".
По статистике считается, что успешность и самостоятельность человека на 80% зависит от воспитания родителей. Ошибки родителей в воспитании делают человека застенчивым, ленивым и не решительным. Однако все это можно исправить своими силами, вступив в этап взросления. Вместо того чтобы обвинять родителей в ошибках, надо заняться их исправлением. Например, повышать самооценку и научиться любить себя.
2. "Если ты считаешь, что твой учитель слишком требователен и строг,- то подожди знакомства со своим боссом. В отличие от учителя, карьера человека зависит не от знаний, а от того, как ты будешь справляться со своими обязанностями".
Эти фразы подтверждает список знаменитых "двоечников", в числе которых есть и сам Билл Гейтс. Он не преуспевал в грамматике и в других, по его мнению, скучных предметах. А вот математику знал отлично.
Кроме Билла Гейтса, плохо учились в школе Роман Абрамович, Чарльз Дарвин, Квентино Тарантино, Анджелика Джоли и другие.
3. "Тебе не начнут платить 40 тысяч сразу после окончания школы. Ты не станешь вице-президентом компании с дорогим служебным автомобилем и личным шофером, пока не заслужишь этого".
Да, многим молодым специалистам характерно это явление. Не успели еще устроиться на работу, а уже и зарплата не устраивает и коллеги по работе. А попробовать проявить себя в работе незаменимым сотрудником они не хотят.
Ничего не бывает сразу, постарайтесь дать понять руководству, что вы и есть тот самый работник, который необходим для успешности предприятия. А уже потом требуйте повышения зарплаты и должности.
4. "В жизни очень мало личного времени, летних каникул в ней не существует, не стоит надеяться на то, что работодатель поможет тебе найти собственное "я". Тебе придется делать это самому в твое личное время".
Тут только остается соглашаться с Биллом Гейтсом, нельзя ждать, что за тебя кто-то сделает работу. Человек всего должен добиваться сам!
5. "Обжаривать бюргеры в Макдоналдсе - не ниже твоего достоинства. Твои прадеды считали любую работу "хорошим шансом".
Трудовое воспитание очень важно для успеха в жизни, а как приучиться работать, если ты в жизни ничего не делал, кроме как выносил мусорное ведро. Многие успешные предприниматели уже в летние каникулы трудились в Макдональдсах, на заводах и на рынках, чтобы заработать первые деньги.
6. "Не путай реальную жизнь с тем, что показывают по телевизору. В жизни людям приходится проводить большую часть времени не в кофе и в барах, а на рабочем месте".
К сожалению, многие подростки предпочитают сидеть в компании друзей и отводят много времени развлечениям. Между тем, чтобы стать успешным надо иметь любимое хобби, который и был у Билла Гейтса.
Первый грубый компьютерный терминал Билл Гейтс "сварганил" вместе со своим другом Пол Алленом в школе в возрасте 13 лет, затем они создали для него две программы.
По мнению Билла Гейтса: "Человек может быть успешным лишь тогда, когда занимается любимым делом".
7. "Поддерживай хорошие отношения с "очкариками-ботаниками".Возможно, один из них в будущем станет твоим начальником". Видимо Билл Гейтс в этом высказывании имел в виду себя, ведь он еще со школы носил очки и страдал от того, что его дразнили "Соп" ( в переводе означает "ботаник"). Вот почему в операционной системе Windows невозможно создать папку или файл под названием "Соn".
Но поддерживать хорошие отношения со школьными друзьями надо, действительно друзья здорово выручают и помогают нам в этой жизни.
Как выбрать профессию, или несколько советов выпускникам
Трудности профессионального самоопределения
Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит, — это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе «как бы нравится» история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.
Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели вызвать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определить, чем хотелось бы заниматься — потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их отец, кто такой ихтиолог — и вообще мало ориентируются в мире профессий.
Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив — он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-личность — во всем добивается успеха. Однако он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.
Как же разобраться в себе?
Психологи утверждают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии.
Профессия должна быть интересна. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику — интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» — например, для корректора важно внимание, для художника — образное мышление, и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя способности, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, деятельность, в которой ты добьешься наибольшего успеха.
Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим личностным, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен — тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив — не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.
Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь — скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек — не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.
Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) — исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух.
Главное — интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес — вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель.
Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика — ты ведь в училище не изучал ничего подобного.
Для того, чтобы не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности — как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы, — это ее название.
Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, вы приступаете к выбору уже не профессии — а вуза, техникума. Выясните, какие специальности и специализации соответствуют интересующему вас виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность «радиоэлектроника»).
Принятие решения должно основываться на многих факторах:
- репутация вуза и конкурс,
- мнение друзей, родителей,
- стоимость обучения и т.д.
Не поленитесь и выпишите на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помните: окончательный выбор только за вами — выбирая профессию, вы выбираете судьбу.
Факторы выбора профессии
Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.
Поразмыслите над следующими факторами выбора профессии (по Е.А. Климову):
- Позиция старших членов семьи. Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
- Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в твоем возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
- Позиция учителей, школьных педагогов (классного руководителя). Наблюдая за поведением, учебной и вне учебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
- Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
- Способности. О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
- Уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
- Информированность. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
- Склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.
Девять шагов к взвешенному решению
Предлагаем каждому выпускнику сделать следующие шаги к взвешенному принятию решения перед выбором будущей профессии:
1. Изучите особенности рынка труда в вашем регионе. Какие специальности, по мнению специалистов, ваших друзей и родителей, наиболее высокооплачиваемые и востребованные в вашем регионе. Поразмышляйте, всегда ли мнения взрослых или ваших друзей совпадают с вашим личным мнением? Почему так происходит?
2. Ознакомьтесь с перечнями специальностей и вузов, находящихся в вашем регионе (городе, области, крае). Составьте список подходящих профессий.
- Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, по которым вы хотели бы работать, которые вам подходят.
- Составьте перечень требований выбираемой профессии. Составьте список своих требований:
- выбираемая профессия и будущий род занятий;
- выбираемая профессия и жизненные ценности;
- выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
- желательный уровень профессиональной подготовки;
- выбираемая профессия и мои склонности и способности;
- желательные содержание, характер и условия работы.
5. Определите значимость каждого требования. Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
- Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
- Подсчитайте и проанализируйте результаты. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
- Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
Определите основные практические шаги к успеху. Итак, вы приняли решение, теперь важно определить, в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как будете развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Ошибки и затруднения при выборе профессии
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Необходимо отнестись к этому этапу жизни ответственно.
Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут туда, куда придется), личных и общественных интересов, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».
С этой целью:
1. Изучи глубже самого себя: разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях и способностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
2.Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
3. Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов о данной профессии. Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.
4. Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Подумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически, - и действуй!
5. Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избираемую профессию.
6. Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
7. Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчивым в достижении намеченной цели.
ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
I. Незнание правил выбора профессии:
1. Выбор за компанию.
2. Перенос отношений к человеку на саму профессию.
3. Отождествление учебного предмета с профессией.
4. Ориентация сразу на профессии высокой квалификации.
5. Неумение определить путь получения профессии.
II. Незнание самого себя:
1. Недооценка своих физических способностей.
2. Незнание своих психологических особенностей.
3. Неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
III. Незнание мира профессий.
1. Увлечение только внешней стороной профессии.
2. Устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.
3.Предубеждение в отношении престижности профессии.
4. Незнание требований профессии к человеку.
Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни
Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
• Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.
• Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: "Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!".
• Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.
• Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
• Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
• Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.
• Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
• Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
• Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.
• Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
• Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.
• Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.